четверг, 26 февраля 2015 г.

Свет и тень = светотень.

Меня очень пугает идея "давайте выкинем все плохое и оставим только хорошее".
Есть много вещей в жизни, которые мне не нравятся, но мне никогда не хотелось их убрать. Эти неприятные мне вещи  делают жизнь глубже, многограннее, они оттеняют вещи, которые я люблю. Они по сути одна, неделимая система. Не свет и тень, а светотень.
Для меня созидание без разрушения не просто не имеет смысла, но и вовсе не может существовать. Созидание без разрушения все равно подразумевает разрушение. Даже если мы не разрушаем ничего намеренно, мы строим и строим, пока оно не рухнет под собственным весом. И даже если бы оно не рухнуло под собственным весом, в нагромождении, которое получится, точно потеряется ценность того, что строили изначально.
Для меня действительно любой посыл "давайте сделаем человека лучше" в ключе "давайте уберем из него вот это плохое и вон то" это неизбежное "а давайте его покалечим".
Почему для того, чтобы сделать лучше, нужно что-то выкинуть? Выкинуть злость, зависть, страх - хотя все это на самом деле полезные и необходимые для жизни механизмы. Злость заставляет действовать, зависть показывает нам, чего нам не хватает в себе и в жизни, а страх спасает нам жизнь. Этими механизмами надо уметь пользоваться, а не выбрасывать их на свалку. Если вы порезались о нож, когда резали колбасу, это не значит, что теперь надо избавиться от всех ножей в доме и что ножи плохие. Вред приносят не злость, зависть и страх, а наше неумение понимать их правильно и жить с ними.
И почему обязательно первый позыв что-то убрать, вместо того, чтобы добавить? Почему "давайте уберем злость, зависть и страх", а не "давайте добавим любви, уважения и отваги"?

2 комментария:

  1. в этом смысле мне очень нравится (и тебе, судя по посту, тоже может понравится), как на это смотрят восточные. в японском, китайском (как минимум) языках (и культурах) нет понятия "плохое качество". там любое качество содержит в себе одновременно и плохое и хорошее, смотря в какую сторону его развить. допустим, человек жадный может эту жадность, если она ему не нравится, развивать в бережливость. гневливость и раздражительность в храбрость. трусливость в осторожность. и так далее.

    то есть не просто вместо "уберем страх" сказать "добавим отваги", а "возьми страх и преврати его в осторожность". Прокачай все свои качества, так сказать)))

    в обратную сторону тоже работает -- хорошие качества могут перейти в свою неприятную крайность (типа щедрость - в мотовство). поэтому нет разделения на плохие и хорошие. просто постоянный страх и дисциплина)))) "следи за собой, будь осторожен"

    по-моему, вот так меняться одно удовольствие. не уничтожение,а воспитание, естественная трансформация, развитие. ты эе знаешь, я обожаю китайцев (& со).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже нравится эта концепция со стороны, но как только я представляю человека, который все свои недостатки превратил в достоинства, мне почему-то не нравится картинка. Я как-то сразу вижу мудрого доброго Гендальфа или какую-нибудь такую же унылость.

      Удалить